Главная / Соискателям / Полезное от Job Hanter / Профориентация – это...

Профориентация – это...

Профориентация – это...

«Счастье есть привилегия целый день заниматься тем, что тебе представляется важным. Один находит счастье в том, чтобы кормить свою семью. Другой — в ограблении банков. Третий может потратить годы на научную работу, результат которой неясен. Обратите внимание на индивидуальность и субъективность выбора. Не найдется и двух одинаковых случаев — да их и не должно быть. Каждый мужчина и каждая женщина должны подобрать себе такое занятие, за которым будут счастливы целый день, не поднимая головы, и тогда не будет страшно ни какое профессиональное выгорание».

(Хайнлайн Р.)

 Профориентация – это возможность ответить на вопросы:

- Кем Я хочу быть?

- Куда пойти учиться и как выбрать учебное заведение?

На современном рынке труда сложилась ситуация, что часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда, и предприятия трудоустраивают молодежь с осторожностью. Как правило в большинстве своем профессиональное самоопределение школьников происходит зачастую стихийно.

В то же время обществу требуется деловой, инициативный, предприимчивый человек, способный реализовать себя в профессиональной сфере и межличностных отношениях.

Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живём» 

(О.Уайльд) 

профдети

 Ранняя профориентация 

Профориентация – это ознакомление с какой-либо профессией с целью профессионального самоопределения. Профориентация может проходить на любом этапе жизни человека.

Желание «стать кем-то» у детей появляется еще в детском саду. Однако, на данном этапе выбор ребенка не является окончательным, хотя и несет за собой огромную роль в формировании интересов. Профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание, так как основной целью трудового обучения является формирование у младших школьников любви к труду, понимание его значения в жизни человека.

Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. В детском учреждении происходит, непосредственно, самоопределение ребенка, так как оно не связано с выбором и освоением профессии, а готовит и подводит к этому. Таким образом, основной целью является постепенное формирование у ребенка готовности самостоятельно планировать, анализировать и реализовывать свой путь профессионального развития.

 Профориентация младших школьников (1-4 класс)

Главная цель работы по профессиональному определению в младших классах – это сформировать положительное отношение к труду, показать его ценность, как для самого человека, так и для всего общества в целом. Также необходимо развить у детей интерес к обучению и познанию, включая их в различные виды учебно-познавательной деятельности, среди которых исследовательская, трудовая, игровая и т.д.

«Вот лучший совет, который можно дать юношеству: Найди что-нибудь, что тебе нравится делать, а потом найди кого-нибудь, кто будет тебе за это платить.»

(Кэтрин Уайтхорн) 

профориент

Профориентация для школьников 8-11х классов

Выбор профессии — является одним из важнейших решений, которое мы принимаем в жизни.

И, конечно же, мы хотим, чтобы работа приносила радость и удовлетворение, достойно оплачивалась, безусловно соответствовала нашим интересам и возможностям.

Профориентация и карьерный коучинг  поможет учащимся 8-11-х классов:

- выявить профессиональные склонности,

- выбрать средне-специальное или высшее учебное заведение, специализацию обучения в вузе,

- определить подходящий профиль обучения в старшей школе.

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии - важная социально-педагогическая задача школы.

Переход на предпрофильное и профильное обучение актуализировал необходимость проведения специальной работы, направленной на оказание учащимся и родителям помощи в определении дальнейшего образовательного маршрута с учетом индивидуальных способностей и возможностей.

В настоящее время профориентация младших школьников проходит через трудовое воспитание. Вопрос «Кем быть?» является важнейшим вопросом в жизни людей. От выбора профессии зависит круг интересов и самоопределение. В свою очередь, чтобы иметь профессию, дети должны знать, что важно трудиться. Социально экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования у младших школьников определенных профессиональных и трудовых качеств.

 Кто не знает в какую гавань он поплывет, для того нет попутного ветра.

Американская пословица

К концу девятого класса выпускник должен сделать определенный выбор. Существует два способа выбора. Первый способ - "проб и ошибок". Когда ученик выбирает профиль обучения или учебное заведение вслепую. И второй способ - когда ученик, изучив самого себя, овладев технологическими знаниями и умениями в 5-9 классах на уроках технологии, ознакомившись с миром профессий, осознанно и самостоятельно делает этот выбор.

Профессиональная ориентация в школьном возрасте является очень важной процедурой. Часто школьники о будущей профессии думают в спешке, только в 15-16 лет, когда уже пришло время готовиться к поступлению. Родители срочно подыскивают ребенку профориентацию (а могут даже и не обращаться к специалистам), и зачастую может оказаться, что ее результат оказывается неожиданным, и, времени подготовиться к поступлению в ВУЗ по этой профессии очень мало. Часто родители не уделяют должного внимания профессиональной ориентации своих детей своевременно. От того, насколько этот шаг будет обдуман, во многом зависит успешность, самореализация и карьерный рост в будущем.

Профориентация — система методов и мер, оказывающих подростку помощь в выборе будущей профессии. Можно даже сказать, что профориентация подскажет, как выбрать профессию, максимально соответствующую индивидуальным способностям и стремлениям. Профориентация школьников включает в себя просветительскую и консультационную работу, а так же помощь в выявлении склонности к различным видам деятельности. Данные меры, применяемые в комплексе позволяют добиться максимально эффективных результатов. Комплексное профориентационное исследование, учитывая врожденные способности, определяет наиболее оптимальные пути дальнейшего личностного развития в профессиональном плане.

 Профориентация для школьников 5-7 классов

На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.

 Профориентация школьников 8-9 классов

 Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.

Класс 10-11. Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.

 «Невозможно работать для других, не работая для себя» (Руссо)

для профстуд

Зачем нужна профессиональная ориентация студентам и выпускникам ВУЗов?

Профориентация на данном этапе может использоваться для того, чтобы:

- выявить компетенции, способности, интересы, личностные качества и установки, а также мотивацию учащегося к прогнозированию дальнейшего профессионального развития;

- познать себя, развить свои способности и навыки;

- выбрать успешную профессиональную траекторию;

- спланировать построение своей карьеры;

- решить вопросы со сменой профиля обучения, получением дополнительного образования и повышения квалификации по выбранному направлению;

- способствовать профессиональному и личностному росту;

- оценить профессионально важные качества студентов и выпускников, сориентировать их на те должности и те отрасли, где они будут наиболее востребованы, будут иметь наибольший успех,

- смогут максимально эффективно пользоваться полученными знаниями, и, конечно, наиболее полно раскрыть свой потенциал.

Профориентация важна для любого подростка: ведь далеко не каждый способен трезво оценивать свои способности и видеть свое предназначение в жизни.

Профориентация – процедура, которая выявляет все качества личности, которые способны повлиять на карьерный рост в различных сферах.

Профессиональная ориентация и самоопределение школьников и старшеклассников – это наиболее оптимальный способ избежать проблем с выбором ВУЗа, например, таких, когда Ваш ребенок, проучившись несколько курсов, вдруг осознает, что хочет заниматься совершенно другим видом деятельности. Лишь часть людей четко представляют свои сильные и слабые сторонах. Большинство людей просто не знают, на что они способны.

Профессиональная ориентация позволит школьнику, учащемуся подростку правильно выбрать свою будущую профессию, легко учиться в ВУЗе и быть более успешным в построении своей будущей карьеры!

 «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».

(А.Апшерони)