Главная / База знаний / Кто такой психолог?

Кто такой психолог?

На сегодняшний день можно говорить о двунаправленности современных организаций - собственно организационной, связанной с основным назначением данной организации, с ее социальной функцией (выпуск продукции, продажа товара, обучение и т.п.) и социальной (гуманистической), обеспечивающей удовлетворение жизненных интересов членов организации.

Возрастание роли второй направленности организации побуждает говорить о целостной системе работы по удовлетворению интересов членов организации. Именно такая система управ­ления, в основе которой лежат жизненные интересы членов орга­низации, и понимается как система социального управле­ния. В результате возрастает роль и организационного психолога, который принимает непосредственное участие в работе по совершенствованию системы социального управле­ния организации (отбор, подбор, адаптация, оценка, мотивация, обучение сотрудников в организации, развитие организационной культуры, консультирование по различным вопросам, как руководства, так и рядовых работников и т.п.). Именно организационный психолог имеет возможность, обладая определенными знаниями и навыками, проводить необходимые исследования в организации и достаточно эффективно способствовать развитию системы социального управле­ния и организации в целом.

К сожалению, в настоящее время в российских организациях практически невозможно встретить организационного психолога, который так необходим для организационного развития.

пси

Кто такой психолог?

Психолог - это, прежде всего специалист в области психологии, а психология, как нам известно, наука о душе. Отсюда мы можем сделать вывод, что психолог - это специалист в науке о душе. Однако в силу выделения в психологии множества отраслей и областей, не все психологи одинаковы.

Психологическая помощь в трудных жизненных ситуациях: разрыв значимых отношений, адаптация к новым жизненным условиям, помощь в принятии решений.

Консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Самой частой причиной, по которой люди обращаются к психологу - жалобы на ребенка.

Семейное консультирование: помощь в преодолении непонимания между супругами, восстановление позитивного семейного общения.

Психологическое сопровождение с целью глубоких личностных изменений.

Психолог-консультант организации. Он решает такие вопросы как: профессиональный подбор персонала, оценка профессиональной компетентности и другие.

При этом нужно подчеркнуть, что круг проблем, решаемых психологом в рамках организации, достаточно широк.

Это может быть:

- анализ текущей ситуации в связи со структурными преобразованиями;

- отбор кандидата на вакантную должность;

- оценка профессиональной пригодности и компетентности сотрудников;

- разрешение конфликтной ситуации на предприятии;

- развитие мотивации сотрудников и т.п.

пси1

Психологическая служба организации

Необходимость психологической помощи человеку, обусловленная ростом темпов жизни, увеличением объема информации, кризисными явлениями в природе и обществе, сегодня признается как специалистами, так и населением вообще. Организация психологической службы стала одним из направлений оптимизации работы, например, учреждений образования. Однако, только стабильные средние предприятия и крупные фирмы могут позволить себе иметь в штате психолога, тем более – психологическую службу. По ряду экономических причин мелкие и средние предприятия и фирмы обращаются к услугам психолога лишь время от времени. Этим обусловлена неразработанность нормативных основ работы психологической службы организации. Часто организации отдельных отраслей разрабатывают свою нормативную системы, основанную на общих принципах, функциях и направлениях работы практического психолога.

Типизация и формы профессиональной деятельности

Для выполнения работы подобного рода требуются квалифицированные специалисты, получившие специальное образование. З. Буреш придерживается мнения, что помощь, получаемую предприятием от различных организаций, можно назвать словом «экспертиза», а помощь или услугу одного специалиста, оказываемую в форме консультации, можно назвать индивидуальным советом. Направленность содержания работы у отдельных психологов различна и зависит от того, где они трудятся.

Несмотря на разнообразие и неодносторонность задач психологов на различных предприятиях, виды их деятельности можно подразделить на шесть групп: консультации, индивидуальные консультации и советы, кратковременное обследование или анализ ситуации, исследовательская деятельность, работа по реализации рекомендаций и предложений, остальные виды деятельности (просветительная, лекционная, административная и т.п.).

Выбор того или иного вида деятельности психолога на данном конкретном предприятии зависит от ряда определяющих факторов, и в том числе от специфики производства, его организационных, технических и технологических особенностей и др. Как подтвердила практика, все перечисленные выше виды деятельности психолога реальны, важны и зачастую специалисту приходится комбинировать их.

пси2

Положение о психологической службе предприятия

Положение о структурном подразделении является основным нормативным документом, регламентирующим назначение и место подразделения на предприятии, основные его функции и задачи, права и ответственность. Положение о подразделении утверждается руководителем предприятия.

I.Общая часть

1. Психологическая служба подчиняется заместителю генерального директора по кадровым вопросам.

2. Психологическая служба создается, реорганизуется и ликвидируется приказами директора по решению правления предприятия.

3. Руководитель психологической службы должен иметь высшее психологическое образование и опыт практической работы. На должности психологов принимаются специалисты с высшим базовым психологическим образованием, а также специалисты с высшим образованием, прошедшие специальную переподготовку в области практической психологии на факультетах и курсах переподготовки, подтвержденную документом государственного образца.

4. В своей деятельности психологическая служба руководствуется следующими нормативно-правовыми документами:

— Конституция РФ;

— Гражданский кодекс РФ;

— КЗоТ;

— Устав предприятия;

— Философия предприятия;

— План экономического и социального развития предприятия;

— Положение об оплате труда;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— Коллективный договор;

— Организационно-методологические принципы психологической службы.

5. Основной целью деятельности психологической службы является психологическое обеспечение реализации кадровой политики предприятия.

II. Функции и задачи

1. Проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу.

1.1 Разработка и оптимизация критериев профотбора различных должностных и профессиональных категорий работников.

1.2. Подбор и стандартизация методик профотбора.

2. Работа по оценке и аттестации персонала.

2.1. Участие в работе аттестационной комиссии.

2.2. Проведение психологического анализа трудового вклада и потенциальных возможностей аттестуемых сотрудников.

2.3. Проведение работы по психологической профилактике должностных преступлений и нарушений трудовой дисциплины.

3. Участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников.

3.1. Проведение работы по анализу социально-психологических процессов в структурных подразделениях и выработка рекомендаций по управлению ими.

3.2. Осуществление динамического психологического наблюдения за сотрудниками (регулярное повторное тестирование, анализ поведенческих фактов в быту и на работе и т. д.).

3.3. Проведение психологического анализа управленческой деятельности должностных лиц и кадровых решений (по решению первого лица организации).

4. Обучение персонала основам психологических знаний.

4.1 Обучение сотрудников приемам эффективного общения и разрешения конфликтных ситуаций.

4.2 Проведение психолого-педагогического обучения руководителей структурных подразделений.

4.3 Обучение персонала приемам саморегуляции психического состояния.

III. Права

1. Запрашивать у должностных лиц необходимую информацию и документацию для решения задач от структурных подразделений (отделом, служб, участков) в рамках компетенции службы.

2. Пользоваться услугами вычислительного центра, библиотеки, множительной лаборатории предприятия при решении задач. А также пользоваться услугами социальных и оздоровительных учреждений. Для осуществления профессиональной деятельности психологу выделяется отдельный рабочий кабинет и кабинет психологической разгрузки, которые оборудуются электронно-вычислительной и аудио-, видеотехникой, учебными и методическими пособиями, диагностическими методиками.

3. Проводить индивидуально-психологические и социально-психологические обследования структурных подразделений и давать соответствующие рекомендации.

4. Вносить предложения руководству организации о совершенствовании структуры и работы службы.

5. Разрабатывать должностные инструкции для подчиненных работников на основе типовых должностных инструкций и осуществлять контроль за их выполнением. Вносить предложения вышестоящему руководству о поощрении работников в соответствии со ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ и о взыскании с работников за нарушение трудовой дисциплины в соответствии со ст. 135 КЗоТ РФ.

6. Вносить предложения по подбору и расстановке кадров, устанавливать подчиненным работникам должностные оклады при составлении штатного расписания и премировать работников в соответствии с индивидуальным вкладом в конечные результаты.

7. Организовывать и проводить оперативные совещания предприятия по всем вопросам, входящим в компетенцию психологической службы.

8. Участвовать в научно-практических семинарах и конференциях, посвященных психологическим проблемам. Обращаться к другим специалистам за консультацией.

Привлечение специалистов из других предприятий (организаций) осуществляется только по разрешению генерального директора.

IV. Ответственность

Руководитель психологической службы несет ответственность:

1. За несвоевременное и некачественное выполнение функций и задач, предусмотренных данным положением.

2. За несвоевременное и некачественное предоставление исходной информации по решаемым задачам генеральному директору, его заместителю по кадровым вопросам и в структурные подразделения.

3. За необоснованную и некачественную разработку планов и невыполнение заданий службы, указанных в плане экономического и социального развития.

4. За нарушение правил охраны труда, техники безопасности.

5. За нерациональное использование трудовых, материальных, технических, энергетических и финансовых ресурсов.

V. Поощрения

1. За своевременное и качественное выполнение функций и задач коллектив психологической службы предприятия может поощряться всеми мерами, согласно ст. 131 и ст. 134 КЗоТ РФ, по приказам генерального директора.

2. Показателями качества труда психологической службы являются: качество и своевременность проводимых обследований, надежность принимаемых на их основе решений, качество оформления заключений и рекомендаций и уровень трудовой дисциплины.

3. Сотрудники психологической службы стимулируются за выполнение следующих показателей:

- уменьшение потерь рабочего времени на 1 работника;

- уменьшение текучести кадров;

- увеличение надежности работы персонала (уменьшение возможной величины сбоев в работе по вине работников);

- увеличение коэффициента равномерности загрузки персонала работой;

- повышения уровня трудовой дисциплины;

- увеличение качества труда персонала предприятия;

своевременное изучение и оптимизация социально-психологического климата в структурных подразделениях.

4. Оценка, оплата и поощрение каждого сотрудника осуществляется руководителем психологического службы исходя из фактически отработанного времени, качества труда и индивидуального вклада в конечный результат. Оценку работы руководителя психологической службы, осуществляет заместитель генерального директора предприятия по кадровым вопросам.

*********************

Итак, мы выяснили, что психолог на предприятии – это человек, цель которого является психологическое обеспечение реализации кадровой политики предприятия.

Задачами его являются: проведение профессионально-психологического отбора кандидатов на работу, работа по оценке и аттестации персонала, участие в расстановке кадров в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями работников, обучение персонала основам психологических знаний. Деятельность организационного психолога осуществляется по традиционным направлениям работы психолога-практика: прикладная психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, психологическое просвещение, психологическое консультирование, социально-диспетчерская деятельность.