Главная / База знаний / Структура HR-бренда

Структура HR-бренда

В HR-брендинге существует две составляющие: внутренний и внешний HR-брендинг, которые требуют отдельных фронтов работ по каждому.

Целевая аудитория внутреннего HR-бренда - сотрудники компании. Начать его формирование стоит с исследования вовлеченности и удовлетворенности персонала, с выявления основных факторов его удержания. Анализируя полученные данные, можно будет увидеть первоочередные задачи: что нужно скорректировать в системах адаптации, обучения, мотивации, внутренней коммуникации, а также в "окружающей среде", атмосфере компании. Если речь идет о формировании этих систем с нуля, то наиболее эффективное их построение будет завязано на ценностях и особенностях компании.

Например, важный момент в правильно построенной программе адаптации - знакомство с топ-менеджерами компании.

Лучшая основа для формирования корпоративной культуры - информация из первых рук, от первых лиц. Но и без справочника/книги/пакета/диска для нового сотрудника тоже обойтись нельзя. Сложно сказать, каков вклад отдельной технологии удержания персонала в общий процесс: если налажены все системы, и в каждой из них используются наиболее эффективные инструменты (например, в системе обучения это могут быть наставничество, корпоративный университет, e-learning), лояльность и вовлеченность сотрудников будет расти.

Для начала нужно:

-Спросить у сотрудников, что они думают о компании как о работодателе.

-Выяснить, в чем они видят сильные и слабые стороны компании.

-Узнать у них, как компания выглядит в сравнении с другими работодателями.

-Выяснить у новых сотрудников, что они слышали о компании и почему выбрали именно ее среди других потенциальных работодателей.

-Спросить новых сотрудников, получают ли они то, чего ожидали.

-Спросить сотрудников из разных профессиональных и социальных групп, что можно сделать, чтобы стать более привлекательным работодателем.

-Действовать и меняться на основе этих данных. Самая страшная ошибка - это попросить у сотрудников отзывы, а затем отправить их в "Большую Черную Дыру Отзывов Сотрудников".

-Планировать значимые HR-процессы с большим вниманием и аккуратностью. Запрашивать у сотрудников пошаговую обратную связь по таким процессам как наем, адаптация, любые организационные изменения, аттестация и т.д.

-Использовать секретное оружие HR-брендинга: привлекать менеджеров, которые знают, как создать благоприятную рабочую среду. Здравый смысл, говорит о том, что руководители являются наиболее важным фактором, влияющим на рабочий опыт сотрудника. Сотрудники приходят в компанию, но уходят от менеджеров. Чтобы действительно стать работодателем, которого выбирают, а не просто говорить об этом, необходимо вкладывать средства в развитие руководства на всех уровнях.

-Создать систему оценки эффективности менеджеров. Чтобы вложения в развитие руководства преобразовались в сильный HR-бренд, необходимо оценивать применение новых управленческих навыков в водовороте ежедневной рабочей рутины.

Помимо этого, для формирования внутреннего HR-бренда имеют большое значение два процесса: эффективные внутренние коммуникации и система обучения и развития персонала.

2

Эффективные внутренние коммуникации должны:

-содействовать созданию климата доверия и участия в компании;

-демонстрировать, что руководство компании учитывает интересы сотрудников всех уровней при разработке стратегии и политики;

-обеспечивать постоянное информирование сотрудников об изменениях, ключевых решениях и достижениях в компании;

-мотивировать сотрудников через общественное признание отдельных успехов и достижений.

 

Среди факторов выбора работодателя большой вес всегда имеет наличие больших возможностей для развития, обучения и карьерного роста. Лучшие работодатели даже в сложные экономические периоды стараются сохранить бюджет на обучение и развитие сотрудников, а в случае необходимости его сокращения - найти эффективные решения, позволяющие сохранить уровень и объем обучения при меньших затратах. Переход с внешнего на внутреннее обучение стал новым трендом как в российских, так и в международных компаниях. Во-первых, это связано с сокращением издержек, во-вторых, зачастую внутреннее обучение качественнее внешнего, поскольку учитывает специфику конкретной компании.

Внутренний HR-бренд во многом определяет внешний.

Официальной информации компании рынок труда доверяет не всегда, а вот отзывам настоящих и бывших сотрудников - в значительно большей степени.

То, как выглядит компания в глазах кандидатов, во многом определяется тем, как она выглядит в глазах сотрудников. Это влияние тоже не всегда может оставаться стихийным, есть и вполне распространенные инструменты взаимовлияния внутреннего и внешнего HR-брендов.

Например, система премирования за рекомендации.

Привлекая знакомых на работу в компанию, сотрудники компании укрепляют ее имидж как работодателя, и это поощряется. Нельзя недооценивать и роль работы с уходящими сотрудниками - ведь именно их отзывы часто создают негативное мнение о компании.

Правильно проведенное заключительное интервью, решение всех спорных вопросов, помощь в дальнейшем трудоустройстве превращают бывших сотрудников в лояльных проводников HR-бренда компании.

Внешний HR-брендинг ориентирован на специалистов, которые пока находятся по ту сторону компании, то есть на потенциальных соискателей. Говоря маркетинговыми терминами, кандидаты являются в данном случае целевой аудиторией. Любой компании приходится позиционировать себя в качестве работодателя: на работных сайтах, досках объявлений, в печати, в кадровых агентствах и т.д.

Однако не все делают это продуманно, в соответствии с выстроенной концепцией формирования бренда работодателя. Часто компании просто публикуют вакансии на job-сайтах, когда им нужны новые сотрудники, или обновляют корпоративный сайт, чтобы привлечь студентов, или печатают буклеты, если нужно презентовать себя на ярмарке вакансий.

Формирование HR-бренда - более трудоемкий и менее стихийный процесс, он нуждается в тщательно выверенных действиях и прежде всего - в детальном изучении целевой аудитории. При разрaботке концепции, в соответствии с поставленными целями и задачами, выбираются конкретные инструменты воздействия на аудиторию: способы, формы и каналы донесения информации.

В последнее время все больше экспертов говорит о необходимости сегментации целевой аудитории кандидатов и расстановке соответствующих акцентов в послании HR-бренда.

Так, исследование Employer Brand International показывает, что такой фактор выбора работодателя, как наличие гибкого графика работы, в шесть раз важнее для женщин, чем для мужчин. А веселая атмосфера, настроение праздника на работе - в три раза более значимый момент для молодежной аудитории, по сравнению с кандидатами из возрастной группы старше 50 лет.

Не существует универсальных и идеальных для всех работодателей - важно, чтобы обещание HR-бренда соответствовало ожиданиям и потребностям подходящих кандидатов. Компании при этом осуществляют более качественный подбор, где поток нерелевантных резюме снижается, а число откликов от "нужных" людей, которые действительно высоко мотивированы на работу именно здесь, растет. Кандидаты в свою очередь получают максимум информации для того, чтобы принять правильное решение и выбрать работодателя, который им подходит.

Обобщая, можно сказать, что построение сильного HR-бренда требует системного подхода и согласованности процессов на всех этапах: от первичного позиционирования компании на рынке труда до заключительного интервью с покидающими компанию сотрудниками.

Образ компании как работодателя складывается и передается через людей, в какой-либо степени причастных к компании. И людская молва чаще имеет больший вес, чем самые красивые слова, которые будут написаны на корпоративном сайте компании или в других официальных источниках. У сотрудника, клиента (который в будущем может стать потенциальным сотрудником компании), т.е. у любого человека, который на входе контактирует каким-либо образом с представителем компании, должно остаться благоприятное впечатление, ощущение того, что его уважают, что признательны за интерес и оказанное внимание. Очевидна и значима в этой ситуации роль сотрудников отделов персонала. Будучи "лицом компании" они своим стилем поведения, уровнем профессионализма (или непрофессионализма) формируют представление о стиле работы компании в целом. Зачастую именно в процессе общения с сотрудником отдела персонала формируется ответ потенциального кандидата на вопрос "А хочу ли я работать в этой компании?". Все эмоции, с которыми сотрудник (кандидат) выходит из компании, он несет в том числе и на рынок труда.

Работая на привлечение внешних кандидатов с рынка труда, не следует забывать о том, сколь важно для компании быть и оставаться привлекательным работодателем для тех людей, которые уже являются ее сотрудниками. Все больше компаний сегодня делают акцент на удержание работающих сотрудников, все больше работодателей начинают глубоко и искренне осознавать, что работники - это создатели ценности продукта компании.

5