Главная / База знаний / Высокообучаемость управленца

Высокообучаемость управленца

Последние исследования в области бизнес-образования показывают, что руководители, отказывающиеся менять устоявшиеся модели поведения, как правило, остаются на месте, а карьера тех, кто продолжает обучаться, идёт в гору.

Успешные лидеры остаются гибкими, благодаря своему желанию развиваться: они учатся в течение всей карьеры, если не сказать – жизни.

Это понимание произвело революцию в видении лидерского потенциала. В прошлом считалось, что он заключён в имеющемся опыте. Однако, как оказалось, этот подход имеет свои недостатки. Исследования показывают, что для каждого организационного уровня необходим свой сценарий поведения, и то, что сработало в одном случае, необязательно приведёт к успеху в другом.

Более того, скорость изменений внутри организации выше, чем когда-либо - лидер постоянно должен к ним адаптироваться.

В долгосрочной перспективе набор навыков индивида начинает играть второстепенное значение перед его умением получать новые знания, навыки и находить сценарии поведения, которые помогут решать вопросы в условиях перемен. Именно поэтому внимание должно переключиться на людей, способных постоянно отказываться от навыков, видений и идей, которые больше не актуальны и изучать те, что будут.

5 компонентов высокой обучаемости

Существуют 4 компонента, способствующие развитию обучаемости и один препятствующий фактор.

Новаторство

Первый компонент ставит под вопрос устоявшиеся суждения с целью поиска уникальных путей для решения старых вопросов. Новаторство требует нового опыта, который обеспечит перспективу и возможность роста существующей базы знаний. Высокообучаемые люди генерируют новые идеи, благодаря их способности смотреть на вещи с разных точек зрения.

Импровизация

Обучение в процессе получения опыта происходит, когда мы преодолеваем незнакомые препятствия. Однако для того чтобы вырасти, человек должен оставаться в настоящем и быть вовлечённым, принимая стресс, вызванный неопределённостью и, в конечном счёте, быстро адаптироваться, чтобы принимать вызов. Это требует наблюдательности, умения слушать, а также способности быстро обрабатывать информацию. Такие качества позволяют высокообучаемым людям быстро схватывать навыки и действовать лучше, чем их менее гибкие коллеги.

Самоанализ

Простое получение опыта не гарантирует того, что человек чему-то научится, и люди, привыкшие постоянно учиться, знают об этом. Они голодны до обратной связи и тратят много энергии на обработку информации, чтобы лучше понимать их собственные умозаключения и поведение. Они имеют более глубокое понимания себя, других и, как результат – видение проблем.

Авантюризм

Другой ключевой компонент обучаемости представляет из себя погружение в незнакомые обстоятельства с целью попробовать что-то новое.

Люди с гибким мышлением готовы рисковать, они комфортно чувствуют себя в ситуациях стресса, поэтому добровольно идут туда, где успех не всегда гарантирован. Они постоянно учатся и накапливают уверенность, как бы вытягивая себя из зоны комфорта, и в итоге постоянно достигают успеха.

«Антифактор» гибкости

Существуют также виды поведения, которые тормозят рост на протяжении длительного времени. Когда приходит время чему-либо научиться, такой «антифактор» не позволяет увидеть возможности для обучения.

Защита

Открытость новому опыту – основополагающее условие для обучения. Нет ничего удивительного в том, что люди, обороняющиеся в момент получения критической обратной связи, как правило, менее расположены к изменениям.

Высокообучаемые люди ищут обратной связи, обрабатывают её и адаптируются, основываясь на своём новом понимании себя и ситуации. Но те, кто уже достиг успеха, также могут закрыться от информации, поступающей извне. Чтобы противостоять случайному деструктивному поведению, защитная позиция должна быть осмыслена наряду со сценариями поведения, располагающими к развитию обучаемости.

Каждая из граней даёт представление о типах поведения и действиях, которые используются людьми с высоким уровнем обучаемости.

Такие индивидуумы ищут возможности для роста и способны обрабатывать их, чтобы развиваться. Они открыты новому опыту, стремятся к переменам, готовы представлять новые идеи и критично смотреть на нормы. Более того, они умеют оставаться в ситуациях кризиса, импровизируя и адаптируясь «на лету».

И наконец, быстрообучаемые люди понимают, что опыт сам по себе не гарантирует познания; они уделяют время осмыслению, стараясь понять, почему случилось так, а не иначе. Важно заметить: несмотря на то, что каждая из этих граней важна, невозможно (или даже нежелательно) проявлять все их одновременно. Тем не менее, предполагается, что высокообучаемый человек имеет в арсенале все эти качества.

Как высокообучаемые люди проявляют себя в работе?

Одним из объектов исследования людей с высоким уровнем обучаемости стало их поведение на работе. Выяснилось, что они значительно отличаются от обычных людей определёнными чертами.

Люди, обучающиеся быстрее остальных, общительны и активны, они строят планы и генерируют идеи, стремятся к совершенству в своих действиях и не бояться менять других людей, открыто выражая своё мнение.

Кроме того, им свойственны жизнерадостность, спокойствие и непринуждённость. Они не только ищут новые и сложные ситуации, но и выходят из них более эффективно, так как пропускают через себя новый опыт.

Поставить себя в стрессовую ситуацию – это одно, но быть в состоянии справиться с ней – совсем другое.

Этот последний компонент обучаемости, вероятно, будет наиболее сложным в реализации, но он является неотъемлемым для тех, кто хочет стать более гибким и эффективным в своей управленческой роли.

В процессе исследований была выявлена связь между уровнем защиты, или закрытости в поведении людей и тем, как их воспринимают другие.

Защитное поведение обычно оценивается начальством, в то время как открытость в поведении, более заметна подчинённым и коллегам.

Оборонительное поведение, по мнению начальства, негативно сказывается на таких качествах, как: самосознание, коммуникация, способность разрешать сложности, адаптироваться и достигать бизнес-целей.

Подчинённые и коллеги же считают, что у более открытых людей, развиты следующие компетенции: реакция на сложные ситуации, умение внедрять изменения, управлять командой и вести личные отношения.

Часть управленческой роли связана с делегированием задач, отслеживанием прогресса и оценкой эффективности. Порой руководителям необходимо давать фидбэк по выполнению задач и советовать, как их решить более эффективно. Особенно часто это происходит, когда производительность оказывается меньшей, чем ожидалось. Руководители способны более точно распознавать защитное поведение своих подчинённых, когда дают обратную связь.

Таким образом, можно легко отследить, как умение оставаться открытым и способность избегать оправданий влияет на отношения с начальством.

Другая сторона отношений на работе связана с взаимодействием с коллегами и подчинёнными. Эти группы людей проявляют интерес к деятельности коллег как с точки зрения вклада в общее дело, так и управления другими.

Обратная связь от них обычно поступает в форме лёгких подталкиваний и предложений. Кроме того, эти группы более чувствительны к проявлению отзывчивости, поиску обратной связи и способности учиться на ошибках.

Такие типы поведения не только показывают готовность учиться у других, но и степень уступчивости – неоценимого управленческого качества.

*****

Очевидно, что быстрая обучаемость – это неотъемлемая часть лидерского потенциала. Готовность и умение учиться из опыта влияет не только на наше развитие, но и на то, как нас оценивают другие.

Таким образом, люди, которые постоянно учатся, имеют больше шансов добиться успеха в сегодняшнем непрерывно меняющемся мире.

Каждый может развить способность быстро учиться. Для этого необходимо принимать более смелые решения, ставя под вопрос имеющиеся, и находится в настоящем моменте, стараясь обдумывать полученный опыт. Помимо этого, нужно оставаться открытым критической обратной связи и стрессовым обстоятельствам.

Практически невозможно избежать появления новых сложных задач и проблем. Да и зачем? Отличие успешного человека от обычного заключается в том, что в ситуациях перемен он держит высоко голову и всегда извлекает урок на будущее.