Главная / Соискателям / Центр тестирования и профориентации для детей и взрослых

Центр тестирования и профориентации для детей и взрослых

«Мой сосед по комнате в колледже однажды нанял меня. Тогда я вынес очень важный для себя урок: неважно, как вы получили свою работу.

Важно то, что вы сделаете с этим шансом»

Гай Кавасаки, управляющий директор компании «Garage technology ventures»,

один из первых работников компании Apple Computer.

 

Профессиональная ориентация — это комплекс мероприятий, направленный на формирование профессионального призвания, точное выявление способностей и склонностей к различным видам деятельности, пригодности и других социально-психологических личностных факторов, которые могут повлиять на выбор деятельности или на смену ее рода.

 Выбор профессии – одно из самых трудных решений в жизни человека. Чем раньше человек выявит свои истинные желания, то, что ему действительно интересно, тем больших результатов он сможет достичь в будущем.

 Профориентацию можно пройти в любом возрасте, по мнению многих специалистов начиная с дошкольного возраста, в котором очень важно выявить способности и интересы ребенка, постепенно развивать их. Знание задатков Вашего ребенка, понимание его особенностей поможет избежать лишних волнений. Это вопрос выбора школы, секций и кружков, углубленных программ, курсов, и спокойная целенаправленная подготовка к поступлению в ВУЗ.

 

Начало профориентации нередко относят к 1908 г. — к моменту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше, чем появились профессии, а, следовательно, и потребность в ориентации на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения разбираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех четырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Рима. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиаторов.

Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элементов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему профессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно

В январе 1908 года в г. Бостоне, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявляемых к человеку различными профессиями, более детальное познание способностей школьников. Бюро вело свою работу в контакте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятельности этих бюро стал широко распространяться в США, Испании, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положениями:

1. по значимости выбор профессии можно приравнять к супружескому выбору;

2. профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный случай;

3. никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления, без опоры на профконсультанта;

4. молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;

5. выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, факторы успешного выбора и мир профессий.

В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам профессионального отбора много внимания уделял директор психологической лаборатории Гарвардского университета профессор Г. Мюнстерберг. Его можно назвать родоначальником психотехники.

По заказу телефонной кампании он изучил пригодность кандидатов на профессию телефонистки. В тот период телефонистка должна была производить до 150 соединений в час, т. е. каждые 10 с. нужно было соединять абонентов, а для этого необходимо было выполнить 14 отдельных психофизических актов. Многие телефонистки такой нагрузки не выдерживали и увольнялись с работы. Это было невыгодно предпринимателям. Поэтому и возникла необходимость разработки рекомендаций по профотбору кандидатов в телефонистки по их психофизиологическим качествам. В итоге текучесть кадров резко сократилась.

 

 

«Золотое правило психологии труда»: Характеристики человека как субъекта труда должны соответствовать предмету труда, средствам труда и особенностям окружающей среды. При этом человек, предмет труда, средство труда и среда, должны составлять сбалансированную систему.

Профессор психологии Е.А. Климов,

автор психодиагностических методик.